Канны-2017: что нужно знать о сатирическом триллере Пона Джун-хо «Окча»

Тильда Суинтон и Джейк Джилленхол в фильме о больших корпорациях
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм южнокорейского режиссера Пона Джун-хо с Тильдой Суинтон в одной из главных ролей называют одновременно и самым ожидаемым фильмом лета, и самым большим разочарованием Канн. Татьяна Розенштайн посмотрела триллер о большом мифическом звере и рассказывает, стоит ли он вашего внимания.

Поначалу в картине все казалось загадочным: название «Окча», вступительное повествование из стоп-кадров в стиле кричащей азиатской рекламы, в которой преображенная в «конфетную модель» Тильда Суинтон (платиновая блондинка с ярко-розовыми губами Люси Мирандо) рекламирует мясную продукцию своей компании. Известный драматическим талантом Джейк Джилленхол здесь неожиданно становится похож на героев Бена Стиллера. Но самым большим сюрпризом оказывается герой картины, точнее ее героиня – Окча – животное, созданное с помощью компьютерной графики. В фильме его выдают за свиноматку, хотя на самом деле зверь больше похож на бегемота. Вокруг Окчи и начинают развиваться драматические события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По программе некой корпорации «Мирандо» Окчу вместе с сотнями тысяч ей подобных сначала выводят с помощью гена технологий в лабораториях Нью-Йорка, а затем, чтобы выдать мясную продукцию как экологически чистую и натуральную, животных отправляют для выращивания на фермы. Окча оказывается в горах Кореи (отсюда ее экзотическое имя). Далее все развивается как в диснеевском мультфильме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На корейской ферме живет маленькая девочка по имени Ми-джа, для которой животное становится лучшим другом. Зрителю показывают их совместные прогулки в горах, сборы плодов хурмы и ловлю рыбу, а главное – диалоги (каждая из них разговаривает на своем языке, но они отлично понимаю друг друга). Но, как известно, нельзя безвинно наслаждаться такой нежной взаимной любовью, к тому же в самом начале картины. Рано или поздно за все придется платить. И вот этот момент наступает. Группа людей забирает Окчу. Правда, не сразу на бойню. Сначала лишь на выставку, а затем в лабораторию для спаривания. Поэтому у Ми-джи будет немного времени для спасения своего друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реакции на фильм на Каннском фестивале оказались самыми разными. Многие нашли сюжет несколько наивным. Другим гостям кинофестиваля не понравилось, что картину снял Netflix, а это значит, что она не выйдет на большой экран коммерческого кинотеатра - лишь в кинотеатре-онлайн. Вообще у организаторов фестиваля было много хлопот с проектами Netflix в этом году. Особенно буйствовал французский кинозритель. Ведь по закону их страны в программу Каннского кинофестиваля должны быть включены лишь картины, релизы которых выходят в кинотеатрах Франции. Кроме того, по французскому законодательству картину в интернете разрешено показывать лишь спустя три года после ее релиза в кино. Netflix отказались придерживаться данных правил и даже решили бойкотировать фестиваль, если бы не организаторы, которые сделали на сей раз исключение. Однако на этом скандал не закончился. Каждый раз, когда логотип компании появляется на экране, в зале раздаются свист и крики недовольных зрителей. Во время утреннего показа «Окчи» для журналистов забыли полностью открыть экран, вступительные кадры фильма оказались смещены, что привело к остановке презентации под шум и хохот недовольных зрителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но оставим без внимания противоречия внутри киноиндустрии и скандалы вокруг Netflix, потому что картина «Окча» достойна просмотра. Она посвящена чрезвычайно важной теме, пусть и в ее комедийном варианте – проблеме взаимоотношений человека и больших корпораций, захвативших мир и подчинивших себе не только международный рынок, финансы и экономику, но и здоровье, и жизнь каждого из нас. Тот самый контроль над человеком, которого мы так боялись после просмотра фантастических фильмов лет 20 назад, уже давно не фантазия, а наша повседневная реальность. И поэтому какая разница, кто финансирует картину и на какой платформе ее показывают, ведь важнее то, какие темы она поднимает.