Канны-2016: 11 фильмов, обязательных к просмотру
Вчера, 11 мая, стартовал 69-й Каннский кинофестиваль. Самый крупный мировой киносмотр открыла внеконкурсная комедийная картина Вуди Аллена «Светская жизнь», став уже третьим по счету фильмом режиссера, выбранным для этого почетного ритуала. Доподлинно не известно, был ли Аллен польщен этим фактом, но на пресс-конференции он заявил, что принципиально не участвует в конкурсной программе, считая выбор жюри субъективным. Что ж, голливудского мэтра Джорджу Миллеру и его 8-и коллегам из жюри судить не придется (по крайней мере, официально), но выбор у них и так более чем достойный.
В этом году в состязании за «Золотую пальмовую ветвь» поучаствует огромное количество именитых режиссеров, среди них – Педро Альмодовар («Джульетта»), Джим Джармуш, представивший на фестивале сразу две работы, и обладатель нескольких каннских призов, франко-канадец Ксавье Долан («Это всего лишь конец света»). Помимо основной конкурсной программы, крайне интересным будет и параллельный смотр – «Особый взгляд», за которым российская публика будет следить с еще большим пристрастием: в нем оказался Кирилл Серебренников с нашумевшим экранизированным спектаклем «(М)ученик». Киноманам предстоит сложный выбор, а пока The Symbol, изучив фаворитов фестиваля, выбрал 11 фильмов, заслуживающих внимания (хотя их гораздо больше!). Кристен Стюарт не просто так поставили в заглавный кадр: звезда подростковой саги превратилась в большую актрису и стала одним из главных ньюсмейкеров Канн-2016.
«Светская жизнь» (Café Society), Вуди Аллен
Вуди Аллен не дает киноманам соскучиться по американской ретроэстетике, на очереди – Голливуд 30-х. Про «Светскую жизнь» написано и сказано немало: неувядающий режиссер-интеллектуал верен себе и представляет красивую богемную картинку, сдобренную традиционными еврейскими шутками и стилистикой гангстерских фильмов. В целом, особенного откровения здесь не будет, но увидеть Голливуд и Нью-Йорк глазами прославленного итальянского оператора Витторио Сорраро, а также посмотреть, как Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт «оперяются» и превращаются в серьезных актеров, нужно обязательно.
«Большой добрый великан» (The BFG), Стивен Спилберг
Истории дружбы детей и выдуманных существ – несомненно, конек Спилберга, и фильм «Большой добрый великан», представленный в Каннах вне конкурса, – большой и добрый подарок для его поклонников. А если учесть, что в создании сценария принял участие потрясающий Роальд Даль, то можно рассчитывать на абсолютный успех картины. Диснеевская экранизация книги о дружбе девочки-сироты и добродушного гиганта, уверены, придется по вкусу всем – от мала до велика.
«Неоновый демон» (The Neon Demon), Николас Уайдинг Рефн
Ночные кошмары неординарного датского режиссера Николаса Уайдинга Рефна, отправляющего свои фильмы в Канны с завидной регулярностью, иногда заводят и в fashion-мир. Не верите? Картина «Неоновый демон», представленная на каннском киносмотре в основной программе, – тому прямое доказательство. Фильм, снятый в жанре хоррора, рассказывает об изнанке модельного бизнеса от лица героини Эль Фаннинг – девушки, прибывшей в Лос-Анджелес покорять мир красоты. Ее иллюзии разбиваются о суровую реальность, где царит одержимость, зависть и смерть. Пожалуй, одна из самых красочных и провокационных картин на конкурсе.
«Финансовый монстр» (Money Monster), Джоди Фостер
Количество триллеров в нынешней конкурсной программе зашкаливает, да и актеры-режиссеры – тоже не редкость в 2016-м. И Джоди Фостер в очередной раз доказала, что может не только великолепно сыграть в триллере, но и мастерски его срежиссировать. Да и выбор проверенного актерского дуэта Клуни-Робертс – определенно, заявка на успех. Известный телеведущий Ли Гейтс (Джордж Клуни) с уверенностью пророка дает финансовые советы, но один несбывшийся прогноз – и он вместе с продюсером передачи (Джулия Робертс) прямо в эфире оказывается в заложниках у разорившегося зрителя. Вместе с другими зрителями телешоу мы замираем в напряжении, пока герои фильма выясняют цену человеческой жизни.
«Джульетта» (Julieta), Педро Альмодовар
Знаток тонкой и по большей части трагической женской природы Педро Альмодовар превзошел сам себя: критики уже говорят о том, что «Джульетта» – лучшая его картина со времен «Возвращения», и называют ее главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь». На фоне потрясающих испанских пейзажей разворачивается драма одной женщины длиною в 30 лет – с 1985 по 2015 год. Адриана Угарте сыграла молодую Джульетту, а в роли повзрослевшей героини появилась звезда европейского кинематографа Эмма Суарес.
«Славные парни» (The Nice Guys), Шейн Блэк
«Славные парни» также выступают на фестивале вне конкурса, но, безусловно, этот фильм в числе фаворитов. Расследуя свое первое совместное дело о пропавшей девушке, наемный охранник Джексон Хилли (Рассел Кроу) и частный детектив Холланд Марч (Райан Гослинг) выясняют, что все намного серьезнее, чем они думали. Харизматичная парочка действует противоречивыми методами, за которыми наблюдать – одно удовольствие.
«Ученик», Кирилл Серебренников
Серебренникова на европейских кинофестивалях принимают на ура, но «Ученик» станет его дебютом в Каннах. Анонсированный в параллельной программе «Особый взгляд», фильм снят по одноименному спектаклю Кирилла Семеновича, получившему пять премий «Золотая маска». Пьеса о религиозном фанатизме и трудностях подростковой жизни написана одним из самых интересных молодых авторов Германии Мариусом фон Майенбургом. Главную мужскую роль вместо задействованного в театральной постановке Никиты Кукушкина сыграл Петр Скворцов.
«Патерсон» (Paterson ), Джим Джармуш
Один из главных меланхоликов американского кино и завсегдатай Каннского фестиваля представил в этом году сразу две картины: документальную ленту о панк-рок-легенде Игги Попе и философскую историю обычного водителя автобуса в исполнении звезды последних Star Wars Адама Драйвера, который борется с рутиной и пишет стихи. Вряд ли букмекеры поставят на минималистского «Патерсона», но посмотреть все-таки стоит.
«Персональный ассистент» (Personal Shopper), Оливье Ассаяс
Французское арт-сообщество – от творцов моды до творцов кино – нашли в Кристен Стюарт свою музу, раздавая ей лучшие неформальные наряды и интересные драматические роли. В таинственном триллере Оливье Ассаяса (а таинственный он еще и потому, что о нем известно очень мало), Стюарт сыграла главную роль – персонального шоппинг-ассистента Морин, днем одевающую селебрити, а по ночам осваивающую спиритическую практику, чтобы выйти на связь со своим погибшим братом. С французским режиссером актриса работает не впервые, и за прошлую их совместную картину получила премию «Сезар».
«Она» (Elle), Пол Верховен
Героиню Изабель Юппер – владелицу компании по производству компьютерных игр – неизвестный изнасиловал в собственном доме и, очнувшись, она хочет лишь возмездия. Пол Верховен почти десяток лет ничего не снимал, и фильмом «Она» голландский режиссер, кажется, сполна отплатил поклонникам за долгое ожидание. Насилие, изощренная психологическая игра и жажда мести – в экранизации романа «О!» Филипа Дижана показана настоящая трагедия сломленной личности.
«Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde), Ксавье Долан
Собрав в своей картине весь цвет французского кинематографа – Венсана Касселя, Гаспара Ульеля, Марийон Котийяр и Леа Сейду – триумфатор прошлых фестивалей Ксавье Долан снова участвует в конкурсе. Не по годам проницательный и нетривиальный в своем стиле, франко-канадец Долан снял фильм по одноименной пьесе Жан-Люка Лагарка. Писатель по имени Луи возвращается после 12-летнего отсутствия в семью и сообщает о том, что он смертельно болен. А дальше: перипетии семейных отношений, сложный внутренний мир творца и много крупных планов любимых актеров.