Как женщины России добились права получать высшее образование — и почему на это ушло больше 100 лет

Вспоминаем краткую историю женского образования в России
Высшие женские курсы. Надежда Николаевна Гернет на занятиях по аналитической геометрии (1900-е)
Высшие женские курсы. Надежда Николаевна Гернет на занятиях по аналитической геометрии (1900-е)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

20 сентября 1878 года открыл свои двери первый университет России для женщин, получивший имя Бестужевских курсов. Спустя почти полтора века академическую среду без женщин представить невозможно — и во многом благодаря триумвирату смелых дам, которые добились для талантливых девушек права учиться и совершать открытия наравне с мужчинами. Правда, им и их предшественницам потребовались на это долгие 100 лет.

Смолянки

Екатерина Великая была известна своим покровительством отечественным науке и искусству и в историю культуры вошла не только как основательница Государственного Эрмитажа. Императрица продолжила дело своего Великого предшественника, Петра I, который создал школы для девочек, и в мае 1767 года лично открыла «Воспитательное общество благородных девиц» — он же Смольный институт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока это было элитарное учебное заведение: «смолянки» могли быть не из богатых, но обязательно родовитых семейств. Уровень подготовки для поступления сюда могли показать лишь девочки, о чьем образовании родители заботились с рождения: вступительные экзамены включали русский и французский языки, а также религиозное воспитание. В Смольном было 3 класса, каждый из которых длился по 4 года: благородных девиц обучали арифметике, грамоте, этикету, музыке и вокалу, рисованию, истории, географии и другим предметам. Все 12 лет девочки не имели права видеться с семьями — такой запрет был наложен самой Екатериной II. Но взаперти их, конечно, не держали: вместе с наставницами они выезжали в театры и на выставки, появлялись при дворе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

И по программе Смольного, и по его уставу можно с легкостью понять, что институт не преследовал цели современных университетов. Здесь готовили придворных дам и примерных жен, от которых требовались в первую очередь светские навыки: преподаватели должны были «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Хотя при Смольном открыли мещанские и народные училища, до доступного высшего образования для женщин было еще далеко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Курсистки

Следующий переломный этап наступил почти век спустя. В 1859 году, на волне либеральных настроений накануне отмены крепостного права, в обществе поднимается «женский вопрос». В Петербурге, Киеве, Одессе и Харькове девушкам разрешают посещать университетские лекции в качестве вольных слушательниц. Спустя 4 года разрешение отозвали, но зря: после реформы 1861 года многие дворянские семьи обеднели, искать заработок пришлось и женщинам — а здесь светских навыков и игры на клавесине не хватало. Изменить ситуацию пыталась группа активисток во главе с публицисткой и переводчицей Евгенией Конради. Увы, их письменная просьба разрешить женщинам обучение в университете, даже будучи подкрепленной сотнями подписей, была удостоена отрицательного ответа в довольно пренебрежительной форме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Высшие женские курсы. Санкт-Петербург (1903)
Высшие женские курсы. Санкт-Петербург (1903)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже на рубеже 1860-70-х был найден компромисс — женские курсы. Они следовали программам мужских гимназий и высших учебных заведений, но финансирования не получали, а потому стоимость обучения для многих девушек была неподъемной. Кроме того, по их окончании курсистки не получали официальный диплом или его аналог. Власти достаточно скоро нашли повод их прикрыть, сославшись на растущие революционные настроения в обеих столицах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бестужевки»

Правила игры удалось изменить в 1787 году. Три смелых и настойчивых дамы — Мария Трубникова, Анна Философова и Надежда Стасова — годами создавали организации помощи женщинам и без устали слали министру просвещения и императору письма с просьбой открыть университет для женщин. Им сыграл на руку тот факт, что после закрытия курсов многие девушки стали уезжать за образованием за границу — революционных настроений власти начали бояться еще больше.

Дамы добились своего и в сентябре 1878 года Бестужевские курсы, названные в честь первого директора, историка Константина Бестужева-Рюмина, приняли первых учениц. Сперва 814 курсисток приходили на занятия в Александровскую женскую гимназию, но с годами университет обзавелся собственным кампусом с общежитиями, библиотекой, лабораториями и даже обсерваторией. Поступить на курсы было не так просто: требовались безупречный аттестат, разрешение отца или мужа, а также справка из полиции о благонадежности. Кроме того, все студентки вносили символическую плату — 50 рублей в год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Отдел органической химии на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге (1903)
Отдел органической химии на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге (1903)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сперва бюджет организаторов составлял всего 200 рублей — уже через два года эта сумма увеличилась до 400 000 руб. Гордиться было чем: «бестужевок» учили Дмитрий Менделеев, Андрей Бекетов, Иван Сеченов и Лев Щерба. Менделеев талантливых студенток даже приглашал на работу в Палату мер и весов. Среди известных выпускниц курсов можно назвать первую в мире женщину-климатолога Евгению Рубинштейн, востоковеда Надежду Брюллову-Шаскольскую и Любовь Блок.

Революция 1905 года вернула в университетские аудитории страны вольнослушательниц, а в 1911 году новое правительство приняло закон: теперь все курсистки имели право сдавать университетские экзамены наравне с мужчинами, получать дипломы и претендовать на звание докторов наук.