Итоги кинолета
Триумф Marvel и общая марвелизация Голливуда
«Большое» условное лето 2014 года началось 3 апреля, когда в прокат вышла вторая часть кинокомикса Marvel «Первый мститель», – и закончилось их же шутливыми «Стражами Галактики», доказавшими, что и у комиксовых героев могут быть не только психологические проблемы, но и чувство юмора. «Первый мститель: Другая война» заработал больше 700 миллионов долларов в мировом прокате, «Стражи Галактики» установили новый рекорд среди августовских премьер, собрав в США за первый уик-энд 94 миллиона, так что направление на будущее понятно – все равняются на молодую студию, которая пришла в кинобизнес всего шесть лет назад. Из-за вторых «Мстителей», которых Marvel запланировала на май 2015-го, продюсеры «Бэтмена против Супермена» перенесли премьеру с будущего лета назад, на март, и это означает, что Marvel под силу даже размыть сам летний сезон, расширив его на месяцы. В этом и заключается власть в кинобизнесе.
Новые звезды
«Стражи Галактики» сделали звездой Криса Прэтта, который до этого лет десять играл второстепенные роли, зато теперь получает первым лучшие сценарии. В следующем году мы увидим его в четвертом «Парке Юрского периода», и если еще учесть, что у «Стражей Галактики» тоже будут продолжения, Прэтт станет героем сразу двух популярнейших франшиз. В начале лета мелодрама «Виноваты звезды» (в российском прокате с 4 сентября) о подростковой любви закрепила за Шейлин Вудли и Энселом Элгортом статус главных молодых актеров Голливуда – фильм с бюджетом 12 миллионов собрал 266, и это случилось после того, как оба снялись еще и в весеннем «Дивергенте». Поколение двадцатилетних выбрало своих звезд, так что не Дженнифер Лоуренс единой.
Меньше, но лучше
Хотя аналитики еще в июне жаловались, что прибыль от проката упала по сравнению с прошлым годом на 15%, все же этим летом не было оглушительных провалов вроде прошлогодних «После нашей эры» и «Одинокого рейнджера». Все блокбастеры – от второго «Нового Человека-паука» и «Малефисенты» до «Годзиллы» и «Планеты обезьян: Революция» – настолько хорошо прошли в прокате, что даже скучно: ни одного мальчика для битья.
Расцвет американской комедии
Нет, мы имеем в виду не провальных «Смешанных» с Адамом Сэндлером и Дрю Бэрримор. Этим летом один за другими вышли «Соседи. На тропе войны», «Мачо и ботан 2» и «Миллион способов потерять голову» – и если даже туалетный юмор не для вас, нельзя не согласиться, что в этих фильмах были настоящие комедийные перлы. Голливуд особенно гордится этим достижением, потому что в отличие от блокбастеров со спецэффектами, которые хорошо идут в других странах, комедии сейчас как никогда популярны именно в Америке, и это значит, что молодые зрители не променяли окончательно экран компьютера на старый добрый поход в кино в пятницу вечером.
Независимые и качественные
Этим летом в прокат вышли долгожданные фильмы Терри Гиллиама, Алехандро Ходоровски и Джонатана Глейзера, которые в последнее время снимают редко, но каждую картину которых ждет преданная аудитория. «Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона еще весной стал самым прибыльным артхаусным фильмом года (пока) – очередное доказательство того, что авторские картины находят и зрителей, и финансирование. Поэтому не нужно принимать на веру жалобы на засилье коммерческого кино – люди смотрят все.
Российское кино на подъеме
В самом конце весны Андрей Звягинцев получил очередную высокую награду на фестивале мирового уровня – каннский приз за сценарий фильма «Левиафан». На прошедшем в июне «Кинотавре» – главном смотре российского кино – появилось целое поколение женщин-режиссеров (сразу восемь), и все журналисты отмечали резко возросший уровень и тематическое разнообразие наших фильмов. Большинство выйдут в прокат осенью – тогда и зрители смогут убедиться, что у нас действительно происходит какое-то позитивное движение.
Скарлетт Йоханссон – наше все
Возможно, за последние месяцы и появились новые звезды – время покажет, насколько они соответствуют зрительским ожиданиям. Одно можно сказать точно: Скарлетт Йоханссон очень хорошо поработала за отчетный период. Во-первых, она сыграла в первом летнем блокбастере «Первый мститель: Другая война». Конечно, вы скажете, что зрители пошли смотреть не на нее, потому что ее героиня Черная Вдова – второстепенный персонаж. Но этим летом Йоханссон также сыграла главные роли в медитативной драме «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера и бодром боевике Люка Бессона «Люси» – причем последний фильм, вышедший пару недель назад в Америке, уже собрал больше ста миллионов долларов (в нашем прокате «Люси» стартует 11 сентября). Так что Йоханссон, дебютировавшая ребенком в кино ровно двадцать лет назад, именно та самая универсальная звезда, у которой хорошо получается все – и стрельба в блокбастерах, и переживания в артхаусных лентах. А ведь как раз за это мы и любим кино – за его способность нас постоянно удивлять.