Частная практика
Сигараки, Япония
Музей MIHO
Построенный по проекту лауреата Притцеровской премии Юймин Пэя музей MIHO расположился в горах Сигараки к югу от озера Бива. По замыслу архитектора, хранилище древних сокровищ, принадлежащих владелице текстильного концерна Михоко Кояме, должно было стать подобием сказочного замка с залом Небесного света и вестибюлем Будды. Его идея была одобрена. Кроме того, именно Пэй предложил разбавить изначально японскую коллекцию искусством других стран. В результате интерьеры замка выдержаны в стиле хай-тек, а под стеклянными сводами покоятся статуэтки богов Греции, Месопотамии, Ассирии и Вавилона.
Майами, США
Rubell Family Collection
Редкие коллекции современного искусства обходятся без Такаши Мураками, Синди Шерман, Джеффа Кунса и Энди Уорхола. Та, что принадлежит Дональду и Мере Рубелл, не исключение. От аналогов ее отличают размеры: более 5000 произведений звезд международной арт-сцены – абсолютный рекорд для частного фонда. С момента основания фонда Рубеллы знали, как извлекать прибыль из современного искусства: затраты на проектирование музея они свели к минимуму, а к организации выставок привлекли спонсоров: Bank of America, Puma, Audi, Lanvin.
Буэнос-Айрес, Аргентина
MALBA
Эдуардо Константини – один из немногих банкиров, проявляющих интерес к латиноамериканскому искусству XX века. Его главным приобретением стал автопортрет Фриды Кало, послуживший отправной точкой при формировании коллекции. Заданный Константини курс продолжили рисунки Диего Риверы, известного по монументальным росписям Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, и культовые абстракции Madi. Всего в фондах MALBA хранится около 500 произведений, художественная ценность которых не подвергается сомнению. Картины кисти Рафаэля Баррадаса, Ксул Солара и Педро Фигари, принадлежащие фонду Constantini, принимали Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро и галерея CaixaForum в Мадриде.
Сам Эдуардо Константини постоянно принимает участие в благотворительных программах, устраивает биеннале архитектуры и не отказывается от поддержки госпроектов. А все ради того, чтобы однажды MALBA обрел статус национального музея. Результаты впечатляют: энтузиазм Константини разделила Asociación de Amigos, вручившая ему в подарок коллекцию произведений Гильермо Куитки, и дочь режиссера Кеннета Кэмпбелла, оказавшая материальную помощь.
Вайль-на-Рейне, Германия
Vitra Design Museum
Vitra Design Museum принадлежит промышленнику из Базеля Рольфу Фельбауму. Большинство шедевров, среди которых работы Томаса Хоффмана, Чарльза и Рея Имсов, владелец Vitra приобрел на аукционах. Причем меньше миллиона долларов Фельбаум отдавал только за предметы интерьера – мебель авторства Филиппа Старка, Захи Хадид и Рона Арада. Не поскупился промышленник и на здание – его проект разработал сам Фрэнк Гери.
Сеул, Республика Корея
The Leeum, Samsung Museum of Art
Основанный одним из богатейших коллекционеров Дальнего Востока Ли Гон Хи, The Leeum, Samsung Museum of Art изначально ориентировался на современное искусство Кореи. Но после того как произведения Ли Була и Гвон Осанга принесли музею первую прибыль, его собрание стало пополняться самыми разными экспонатами, вплоть до археологических находок, датируемых I веком до н.э., и скульптурами Луиз Буржуа. Приобретениям Ли Гон Хи стало тесно в здании, построенном Марио Ботта, реконструировавшим также театр Ла Скала. Там осталось корейское искусство, остальная же коллекция переехала во «второй корпус» – творение лауреата Притцеровской премии Жана Нувеля, рядом с которым разместился Сад скульптур.
Лос-Анджелес, США
Музей Гетти
На роскошную виллу в Малибу стоимостью 1,2 млрд долларов нефтяной магнат Пол Гетти вывез из Европы «Ирисы» Ван Гога, «Прогулку» Ренуара и «Святого Варфоломея» Рембрандта. Поскольку Гетти всегда отдавал предпочтение классическому искусству, его виллу не раз сравнивали с галереей Уффици или Лувром. И не зря: это одно из немногих мест в Соединенных Штатах, где можно познакомиться с искусством эпохи Ренессанса.
Риэн, Швейцария
Beyeler Foundation
Дружба арт-дилера Эрнста Бейелера с Марком Ротко и Пабло Пикассо привела его к идее-фикс – построить швейцарский аналог Центра Помпиду. Коллекционера поддержал архитектор Центра – Ренцо Пиано, который после завершения работ в Париже приступил к проектированию Beyeler Foundation, который к тому времени включал произведения Ван Гога, Фрэнсиса Бэкона, Джексона Поллока и Эдгара Дега. Получилось не хуже, чем в Париже.
Пекин, Китай
Ullens Center for Contemporary Art
Основатели UCCA – бельгийцы Гай и Мириам Улленс – никогда не ориентировались на рыночные тенденции, а проводили экспериментальные выставки, рискуя прибылью. Малобюджетный проект Улленсов, запущенный в 1997 году с целью доказать, что китайские традиции с изменением политического курса претерпели метаморфозы, в итоге перерос в крупное собрание современного искусства.