7 причин пойти на арт-биеннале

Из более чем сотни выставок, вошедших в программу 6-й Московской биеннале современного искусства, выбрать что-то одно очень сложно: составляя свой арт-маршрут, руководствуйтесь тем, что вы хотите от него получить.
7 причин пойти на арт-биеннале

Вся эта неделя в Москве прошла под знаком современного искусства: каждый день в городе открывались все новые и новые проекты основной, специальной и параллельной программ биеннале. Изучив их, мы нашли как минимум семь весомых причин устроить себе культурный уикенд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Познакомиться с актуальным искусством

Главной площадкой биеннале, которую в этом году курируют Барт де Баре, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен, стала ВДНХ: основной проект, собравший более 70 гостей из разных стран мира, посвящен теме «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Мнение художников, писателей, а также культурологов и экономистов по заданному вопросу можно узнать сначала в цикле мастер-классов, дискуссий и перформансов, а после в их документации. Проще говоря, в первые десять дней работы проекта зрители смогут увидеть процесс создания выставки, а затем ее результат.

Где и когда:

ВДНХ, павильон №1, 22 сентября – 1 октября (основной проект), 3 октября – 1 ноября (выставка-документация).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подумать о личном

Выставка Луиз Буржуа в Музее современного искусства «Гараж» – пожалуй, лучшее место для уединения в ближайшие месяцы. Оно возможно и в окружении других посетителей, главное – сосредоточиться на искусстве этой великой француженки и внимательно прочесть аннотации. Памятные снимки с гигантским пауком Maman, установленным у входа в музей (точно как селфи в некогда экспонируемой «зеркальной комнате» Яёи Кусамы), обязательны.

Где и когда:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей современного искусства «Гараж» (25 сентября – 7 февраля).

Луиз Буржуа. Мaman, 1999. Из коллекции The Easton Foundation.

Связать искусство с географией

Изучить самые отдаленные уголки мира или открыть для себя неизвестные стороны московских районов можно на новых выставках в «Манеже» и Третьяковской галерее: российские и зарубежные художники поделились своими впечатлениями от родных и чужеземных ландшафтов, связав их с культурой региона и своим жизненным опытом. А Александр Пономарев, специальный гость биеннале, готовится преобразить фасад Пушкинского музея своим проектом «Ветрувианский человек» и целый месяц показывать москвичам направление ветра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где и когда:

«Своя земля/ Чужая территория» в ЦВЗ «Манеж» (16 сентября – 4 октября);

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, «Метагеография. Пространство — образ — действие» (25 сентября – 7 февраля);

ГМИИ имени А.С. Пушкина, «Ветрувианский человек» (1 октября – 1 ноября).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Пономарев. Перформанс «Ветрувианский человек» в Арктике.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перевернуть свой мир

С 26 сентября сделать это можно дважды: сначала в Мультимедиа Арт Музее, после на новой выставке в галерее «Триумф». Герои одни и те же – группа AES+F, полюбившаяся за свои масштабные многоканальные видеоинсталляции. Ее проект Inverso Mundus («Перевернутый мир»), впервые представленный в рамках 67-й биеннале современного искусства в Венеции, с сентября можно увидеть и в Москве – теперь в дополненной различными графическими работами, скульптурами и арт-объектами версии.

Где и когда:

Мультимедиа Арт Музей, «AES+F. Inverso Mundus» (9 сентября – 1 ноября);

Галерея «Триумф», «AES+F. Inverso Mundus.  Женский труд» (26 сентября – 11 октября).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
AES+F. Inverso Mundus. «Люди и ослы», 2015.

Побывать в прошлом, настоящем и будущем

Пока Дмитрий Гутов вступает в диалог с Рембрандтом – организатором и «модератором» беседы являются ГМИИ имени А.С. Пушкина и галерея «Триумф», – израильская художница Михаль Ровнер, специальный гость 6-й Московской биеннале современного искусства, пытается помочь зрителям Мультимедиа Арт Музея почувствовать пульсацию истории. В ближайшем соседстве с ней Павел Пепперштейн показывает свое «будущее, влюбленное в прошлое» на примере остроумной, очень философской графики и живописи.

Где и когда:

ГМИИ имени А. С. Пушкина, «Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова» (8 сентября – 11 октября);

Мультимедиа Арт Музей: «Михаль Ровнер. Смещения» (18 сентября – 29 ноября) и Павел Пепперштейн «Будущее, влюбленное в прошлое» (18 сентября – 1 ноября).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Павел Пепперштейн. «Экспедиция на солнце». 2015. Холст, акрил.

Совместить приятное с полезным

Выступая информационным центром и интерактивной площадкой 6-й Московской биеннале современного искусства, ТЦ «Галерея Неглинная» не только транслирует в своих стенах выставки основного проекта, но и открывает полноценную экспозицию: отправляясь на шопинг, изучите выставленные в ней работы Дмитрия Семакова и Александра Захарова. Их совместный проект «Лабиринт сознания» позволяет увидеть архитектурную утопию, погрузиться в таинственный мир природы и найти выход из собственного «лабиринта», сконструированного вопросом «Кто я?».

Где и когда:

ТЦ «Галерея Неглинная», (25 сентября – 12 октября).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дмитрий Семаков. Из проекта «Лабиринт сознания».

Устроить культурный ликбез или еще раз посмотреть на любимых художников

Всем, кто не знаком с творчеством Аниша Капура и не знает, какой волшебный эффект оно способно произвести на зрителя, выставка «Моя алая родина» в Еврейском музее и центре толерантности к просмотру обязательна. Да, на ней представлены всего четыре работы скульптора, в этом году получившего особенно широкую известность благодаря скандалам из-за выставки в Версале, но они представляют исключительно важные направления в его творчестве. Сосредоточенно созерцая инсталляции, прислушайтесь к своим чувствам – они подскажут гораздо больше, чем любые описания выставки. И, конечно, сфотографируйтесь в одной из знаменитых зеркальных работ Капура, которую он и сам называет «селфи-объектом».

С той же целью отправляйтесь в ММОМА на ретроспективу «человека-перформанса» Андрея Бартенева или на выставку Петера Вайбеля – пионера медиаискусства, который внедрял технологии в художественную практику до того, как это стало повсеместным явлением. Иосиф Бакштейн, куратор его персональной выставки «technē_революция» и комиссар Московской биеннале современного искусства, собрал в музее лучшие работы этого австрийского автора, которые позволят увидеть зарождение понятия media art.

Где и когда:

Еврейский музей и центр толерантности (22 сентября – 17 января);

Московский музей современного искусства: «technē_революция» (11 сентября – 1 ноября). «Андрей Бартенев. Скажи: я тебя люблю!» (30 сентября – 8 ноября).

Аниш Капур. «Моя алая родина».